Занимаемся Монтессори дома: Практические советы
Автор: Ника ·
Одна из самых популярных на сегодняшний день методик развития детей. Пару слов об авторе. Мария Монтессори – педагог, жила и работала в Италии, занималась развитием деток с различными отклонениями. Впоследствии основы методики стали использоваться в работе и с обычными детьми.
Оглавление:
Суть методики Монтессори
Главный принцип методики: «Помоги мне это сделать самому». Упор делается на развитие мелкой моторики ребенка. Также не забывается сенсорика и логика. Ребенок приучается выполнять определенную работу самостоятельно.
В его распоряжении находится различный дидактический материал (по простому – развивающие игрушки): пирамидки, бусинки, колечки, лоскутки разной фактуры, всевозможные сыпучие материалы (крупы), есть зона работы с водой и так далее и тому подобное. Предполагается, что педагог один раз объясняет ребенку, как нужно работать с выбранным материалом, а потом ребенок сам решает, как ему поступать. То есть ошибок ребенок по определению совершить не может. На практике получается все несколько иначе. Ребенок может просто разбросать весь свой дидактический материал по всей комнате, в результате педагог, естественно, должен сказать, что ребенок делает неправильно, так нельзя и т.п.
Также подразумевается, что к каждому ребенку педагог должен подобрать индивидуальный подход. Как вы понимаете, это просто невозможно, потому что преподаватель один, детей много и времени на всех физически не хватает, кроме того это время всегда ограничено рамками занятия. Если перенести основы методики в домашние стены, то дело будет обстоять несколько проще, поскольку тогда остается один ребенок и один преподаватель (это Вы).
Методика Монтессори в домашних условиях
Как же организовать развитие ребенка по методики Марии Монтессори в домашних условиях? Для этого вам не потребуется выделять отдельную комнату или покупать дорогой материал для работы. Подойдет небольшой «уголок», например, для начала, детский стульчик со столиком или просто кухонный стол. Можете заниматься просто на полу.
Какие материалы могут вам быть полезными и что с ними делать?
Материал: старые баночки из-под крема (обязательно с крышечками):
Что с ним делать? Эти крышечки можно отворачивать и заворачивать.
Для чего? Для развития мелкой моторики.
Материал: бусинки (диаметром около сантиметра, можно меньше), т.е. подойдет ваша старая бижутерия.
Что с ними делать? Бусинки можно перекладывать из одной емкости в другую. Если бусинки довольно большие (больше 1,5-2 см) и в них крупные дырочки, можно насаживать бусинки на шнурочек.
Для чего? Для развития мелкой моторики.
Материал: крупы (гречка, пшено, горох, рис)
Что с ним делать? Крупы можно пересыпать из тарелки в тарелку при помощи ложки, можно просто собирать рассыпанную крупу пальчиками.
Для чего? Для развития мелкой моторики.
Материал: лоскутки старой ткани, разные по фактуре
Что с ним делать? Предлагайте малышу по очереди потрогать все лоскутки, при этом комментируйте его осязательный чувства: эта ткань мягкая и пушистая, эта ткань колючая, эта ткань гладкая и так далее.
Для чего? Для развития сенсорики.
Материал: пирамидка (вот пирамидку придется купить)
Что с ним делать? Собирать и разбирать пирамидку, изучать размеры предметов и их цвета.
Для чего? Для развития мелкой моторики, логики (когда учите ребенка собирать пирамиду по размеру колечек).
Это далеко не полный перечень материалов, лучше даже сказать, что это маленькая часть материалов. Это самые простые вещи, которые есть практически у каждой мамы (или их несложно приобрести). При правильном подходе с вашей стороны они должны очень заинтересовать малыша.
Приступая к занятиям, помните о том, что ребенок не должен быть уставшим, у него должно быть хорошее настроение. Комната, в которой будут проходить занятия должна быть хороша проветрена и освещена. В принципе, эти требования предъявляются к занятиям с детьми по любой методике.
Недостатки методики Монтессори
Как и в любой методике, в методике Монтессори можно найти недостатки. Они действительно есть, но, практически, как и все в нашей жизни, они относительны. Судите сами.
В рамках работы в группе ребенок находится в атмосфере полной свободы: он может спокойно перемещаться по комнате, выбирая себе понравившуюся «работу». На мой взгляд, это отличный вариант для детей до 3 лет. Если ребенок будет ходить в такой детский садик или развивающий клуб в более старшем возрасте, он может продолжать и в школе вести себя подобным образом. Однако, такая свободная атмосфера в рамках групповых занятий – это минус. Возможно, для вас и вашего малыша это будет только плюсом.
Методика предполагает, что в одной группе будут заниматься детишки разных возрастов. Естественно, это придумали из лучших побуждений: младшие будут учиться у старших, старшие будут помогать и заботиться о младших. Некоторые предполагают, что на самом деле старшие могут обижать младших, а младшие просто будут мешать им нормально заниматься.
Методика Монтессори не предполагает ролевых игр, которые так полезны для социальной адаптации ребенка, не предполагает также и чтение сказок. На практике педагоги, работающие с детьми по системе Монтессори включают в программу и то, и другое. Возможно, такое практикуется не во всех Монтессори-садах. Узнавайте все подробно.
Некоторые педагоги считают, что комнаты, оснащенные по методике Монтессори, перенасыщены предметами.
Вывод
Если вы собираетесь заниматься с малышом по методики Марии Монтессори дома, то все эти минусы просто исчезают:
- Какая должна царить атмосфера в доме (свободная, или все-таки с некоторыми ограничениями), решаете ВЫ.
- Детей старше или младше на ваших занятиях не будет (если, конечно, это Ваш первый ребенок).
- В игры можно играть, а сказки можно читать сколько влезет.
- Ну и с многочисленностью предметов, думаю, вы сами разберетесь.
Если же вы планируете отдавать ребенка в Монтессори-сад, хорошенько взвести все «за» и «против». И помните, что идеальных методик не бывает. Все должно подстраиваться и работать на вашего малыша!